четверг, 21 апреля 2011 г.

Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в моем блоге, напишите насколько Вам не безразлична эта проблема, какая работа проводится в Вашей школе в этом направлении.

 

2 комментария:

  1. Уважаемая Нина Викторовна! Тема Вашего блога интересна и актуальна.
    Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну.
    Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
    Русский народ богат своей историей, традициями и языком. То, что русский язык великий и богатый, признает весь мир. Наша же задача не растерять это сокровище.
    В русской речи последних лет увеличилось употребление заимствованных (главным образом, английских) слов. Хорошо это или плохо? Одним словом ответить нельзя. Во-первых, разные заимствования существенно отличаются друг от друга: одни из них могут быть необходимы, другие – нет. Во-вторых, многое зависит от стиля речи и цели их употребления. На уроках ученики делятся своими наблюдениями за речью окружающих, не всегда отвечающей нормам языка. Думая, рассуждая, споря, ребята сами приходят к выводу, что много в русском языке таких слов, которые поспешно вводятся в словарь, нарушая менталитет языка.
    В конечном счёте, отношение к заимствованиям должно быть подсказано «истинным вкусом», который, говоря словами Пушкина, «состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
    На мой взгляд, такие формы работы способствуют формированию национального самосознания, понятию того, что великий русский язык является национальной гордостью и святыней народа.
    Вопросы культуры речи всегда особо волнуют учителя. Овладение учащимися нормами русского литературного языка является необходимым признаком культурной грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры. Важно, чтобы дети поняли, что часто достаточно услышать слова с неправильным ударением, чтобы составить определённое представление о речевой культуре человека. Древнегреческому философу Сократу приписывают афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, богатство речи определяется прежде всего полнотой мысли. На основании того, как мы владеем словом, люди судят не только о нашем общекультурном потенциале, но и о наших интеллектуальных возможностях.
    В наше неспокойное время, когда возрастает тревога за судьбу родного слова, особенно важно донести до молодого поколения, что родной язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём её многообразии. Школе, учителю надо делать всё для того, чтобы дети усвоили, что русский язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры.
    Уверена, планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры.
    С уважением, Коростелёва Тамара Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ Сосновская сош №2

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Тамара Анатольевна, спасибо за столь яркий комментарий предлагаемой темы. Я с Вами полностью согласна, что вопрос чистоты языка является очень важным в патриотическом воспитании.
    Русский язык - национальный язык великого русского народа. При помощи нашего языка можно передать тончайшие оттенки мысли, описать самые необычные явления, вещи. Русский язык с древних времен считается одним из красивейших, в то же время одним из сложнейших.
    Проблема сохранения чистоты русского языка не может не волновать современное общество и, в частности, молодёжь.
    В рамках проектной деятельности была проведена большая работа в этом направлении. Исследования школьников показали, что значительная часть подрастающего поколения знакома с проблемой и желают сохранить «наш великий, могучий и прекрасный русский язык»
    Нужно учить с раннего детства детей, что нужно думать о чем, и как они говорят. Не нужно забывать старые слова и "крылатые" выражения. Нужно придумывать им новые направления и использовать их.
    В работах школьников прозвучали слова, которые как нельзя лучше отражают проблему: «Если изменить слово — может измениться чья то судьба. Если изменить язык — изменится судьба целого народа… Но что будет с людьми, если их язык уничтожить, забыть, вычеркнуть из истории, стереть с лица земли?!»
    Наша задача прививать чувство гордости не только за страну, но и прививать уважение к языку, как средству общения культурных, грамотных, умных людей.

    ОтветитьУдалить