четверг, 28 апреля 2011 г.

Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в нравственно-патриотическом сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственно-патриотическое развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, а  вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
–гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
–социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
–человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
–наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
–семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
–труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
–традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
–искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
–природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственно-патриотического развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

6 комментариев:

  1. Уважаемая Нина Викторовна, направление, которое вы выбрали, действительно, заслуживает внимания, т.к. считаю ее основой воспитательной работы в школе.
    В старших классах основа нравственного воспитания сочетает в себе несколько компонентов:
    - знание этических норм и правил поведения в обществе
    - соблюдение этих правил и формирование собственного достоинства
    - способность учащихся объективно оценивать свои и чужие поступки.
    Нравственное и патриотическое воспитание две главные составляющие гармонично-развитой личности школьника. Нравственные нормы формируются, прежде всего, на патриотизме – это нетолько любовь к Родине, это чувство самоуважения, благородство и стремление трудиться на благо своей страны.
    Методы и формы нравственного и патриотического воспитания:
    - беседы и диспуты
    - классные часы
    - урок-мужества
    - анкетирование
    - помощь ветеранам
    -встречи с интересными людьми
    - экскурсии по памятным местам нашей страны.
    Были проведены классные часы и беседы на такие темы:
    1. «Хорошие и плохие поступки»
    2. «В жизни всегда есть место подвигам?»
    3. «Жить с достоинством – что это значит?»
    4. «Межличностные отношения в классе»
    5. «Главные библейские заповеди как норма нравственного поведения».
    Древние философы говорили, что воспитание - это сложный и длительный процесс ответов на вопросы:
    - Что мы воспитываем?
    - Как мы воспитываем?
    -Зачем мы воспитываем?
    Главный результат нравственного и патриотического воспитания – это совместный поиск любого нравственного решения, чтобы создать сплоченный и дружный классный коллектив.
    С уважением Попова Наталия Геннадьевна.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Наталия Геннадьевна, спасибо за Ваш комментарий, Вы очень подробно описали методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию, сразу видно, что Вы систематически ведете работу в этом направлении. Я думаю, что Ваши ученики, окончив школу, будут обладать теми качествами, которые сейчас нам так необходимы. Спасибо Вам за Ваш труд.

    ОтветитьУдалить
  3. Под патриотическим воспитанием я понимаю взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
    Считаю, что главной целью воспитания патриотизма у детей является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
    К задачам патриотического воспитания отнесла бы следующее:
    • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, городу, селу.
    • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
    • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
    воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
    C уважением Полтинина Людмила Васильевна.

    ОтветитьУдалить
  4. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004г. и др.), выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики.
    В комплексе мер по реформированию национальной системы образования важнейшее место отводится выработке эффективной политики в отношении сельских школ, которая призвана содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования, сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей многонационального народа России.
    Именно в российской глубинке по-прежнему сильны устои того патриархального уклада жизни, который формирует целостную, толерантную и доброжелательную личность подростка. Объяснений, на мой взгляд, этому достаточно. Во-первых, и едва ли это можно считать плюсом при современной жизни, небольшое количество проживающих в сельской местности семей, которые инако относились бы к «приезжим», вследствие малого их числа. Детские души «не запахнуты», они легко преодолевают языковой барьер, сближая культуры, ассимилируя под свою среду обитания всех и вся, даже скорее забывая бросающиеся в глаза взрослому человеку «недостатки» и подмечая особенности. Это, на мой взгляд, исходит от семьи, именно русской по своей сути, даже, если так можно выразиться, советской; перефразируя высказывание Экзюпери «все мы родом из детства», можно сказать, что большинство родителей современных детей – бывшие советские граждане, граждане ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО государства, чуждого ксенофобии вообще. И, во-вторых, это, конечно же, школа с её общими делами, классной работой, товариществом и дружбой. Предполагается, что, по мнению взрослых людей, дружба в их детстве чем-то отличалась от дружбы в понятии современного подростка. Во-многом это так: появились новые «основания» для дружбы, новые интересы, но суть этого феномена не изменилась! И, именно, школьная жизнь сближает, заставляет ориентироваться не на материальное, а на воспитание личностных черт характера, которые востребованы в плане поддержки, духовного роста, взаимной ответственности.

    ОтветитьУдалить
  5. Одной из главных задач современной школы является нравственно-патриотическое воспитание обучающихся. Оно предполагает системное формирование нравственной культуры школьника, накопление моральных знаний, развитие социального мышления, накопление и обогащение эмоционального опыта ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирование духовных потребностей, способности в проявлении лучших поступков и поведения.
    Детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования. Именно воспитание формирует внутренний регулятор, который будет способствовать проявлению личной морали, самооценки своих поступков, своего поведения. Этим призвана заниматься школа, классный руководитель совместно с семьей ребенка. В семьях, где родители сами являются примерами нравственного поведения и при этом считают своим долгом ставить ежедневно и ежечасно проблемы нравственного воспитания во главу угла, результат воспитания не заставит себя ждать в хорошем смысле этого слова.
    Воспитать нравственно-патриотические качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с обучающимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
    Сотникова Тамара Юрьевна
    замдиректора по ВР

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Тамара Юрьевна,спасибо за комментарий, я с вами согласна, что и родители так же должны заниматься воспитанием своих детей, только тогда будет хороший результат. И воспитание должно быть построено на искренности, доверии и уважении.

    ОтветитьУдалить