среда, 27 апреля 2011 г.

Роль учителей истории и обществознания в нравственно-патриотическом воспитании школьников

Предлагаю Вам интервью с учителем истории и обществознания
МОУ Мучкапской СОШ Поповой С.Н.
Вопрос: Светлана Николаевна, что для Вас есть патриотическое воспитание?
Ответ: Во-первых, это одно из самых главных направлений системы воспитания любого государства, во-вторых, это очень важное направление педагогической деятельности.
Вопрос: Что лично для Вас значит «патриотизм»?
Ответ: Патриотизм, для меня, это любовь к малой и большой Родине, уважение национальных и государственных традиций и обычаев, интернационализм, уважение к отечественной истории, армии, веротерпимость.
Вопрос: А кто в Вашем понимании патриот?
Ответ: Патриот – прежде всего неравнодушный человек(к чужому горю, событиям, природе и т.д.), который отдаст самое дорогое – жизнь ради счастья других людей.
Вопрос: Что Вы считаете важным в Вашей работе и как учителя истории, и как классного руководителя?
Ответ: Это воспитание людей неравнодушных, духовных, нравственных. Воспитать таких людей мне помогает краеведение.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому, что, именно,  через любовь к Малой Родине, формируется чувство любви к России.
Вопрос: А что для Вас связано с понятием нравственности?
Ответ: Нравственность для меня – это система этических понятий и суждений способствующих сопоставлению личного поведения с общепризнанным в обществе.
Вопрос: Как Вы формируете нравственные понятия у своих учеников?
Ответ: В основном эти понятия формируются при изучении истории и обществознания, где мы говорим о патриотизме, гуманизме, общественном долге, трудолюбии. История раскрывает перед школьниками нравственный опыт предшествующих поколений. Эмоционально окрашенные характеристики исторических деятелей помогают школьникам понять мотивы их действий на благо Родины.
Вопрос: Какие формы занятий для воспитания патриотизма и нравственности Вы используете?
Ответ: Во-первых, уже три года на базе нашей школы, при помощи работников районной библиотеки Е.И.Кулагиной и Л.Н.Саюкиной, существует клуб «Патриот».
Примерно раз в полтора-два месяца мы проводим совместные мероприятия, такие  как  «Чечня - ты наша боль», Снятие «блокады Ленинграда», «Марш Победы» и др. Во-вторых, это Уроки памяти З.Космодемьянской, В.П. Титаева, ребят, погибших в Чечне, Уроки мужества (о героях Вов, встречи с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, вдовами и тружениками тыла, ветеранами Афганской и Чеченской войн, ликвидаторами Чернобыльской аварии.
Вопрос:  Где берете материалы для подготовки мероприятий нравственно-патриотической направленности?
Ответ: Что-то есть у меня в моей домашней библиотеке. Большую помощь в подборке материалов мне оказывают работники районной библиотеки, а, особенно, часто наш школьный библиотекарь Т.А.Ерохина. За что всем огромное спасибо.
Вопрос: Светлана Николаевна, а как Вы относитесь к введению уроков религии в школе?
Ответ: У меня к этому вопросу отношение неоднозначное: с одной стороны, религиозные заповеди могут помочь в воспитании нравственности и патриотизма, а с другой, религия – это слишком интимная часть жизни человека и нельзя вот так по указанию сверху сделать всех верующими. Не навредить бы…
Вопрос: Какие трудности Вы испытываете в работе по нравственно-патриотическому направлению?
Ответ: Очень трудно противостоять СМИ, взявших на вооружение ложь и умолчание о результатах Вов и по многим другим вопросам отечественной истории.
Светлана Николаевна, большое спасибо за Ваш труд, который дает школьникам возможность воспитывать в себе, такие нужные в современном обществе, нравственные и патриотические принципы. Спасибо за интервью.

Уважаемые читатели блога высказывайте свое мнение по этому вопросу, расскажите о своем опыте работы.

2 комментария:

  1. «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма»
    Н.Г.Чернышевский
    Под таким девизом ведет работу клуб «Патриот» МУК «Центральная библиотека». Клуб «Патриот» организован при Мучкапской центральной библиотеке в 2009 г. Председатель клуба СаюкинаЛ.Г. Члены клуба учащиеся Мучкапской СОШ Учитель-руководитель Попова С.Н.
    Клуб «Патриот» - это добровольное объединение людей на основе единства целей, задач, интересов.
    В нем объединились любители истории, которые испытывают чувство гордости за Россию, могучую и великую державу.
    Задачи клуба:
    - пропаганда важнейших духовно-нравственных и культурных ценностей;
    - развитие национального самосознания и миропонимания;
    - воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов;
    - пропаганда военно-патриотической литературы среди юношества.
    Особенно активизировалась деятельность клуба по военной тематике. В программу занятий клуба «Патриот» вошли мероприятия:
    - Урок памяти «Ленинградская твердыня» («70-летию начала битвы за Ленинград»)
    - Час мужества «Им досталась нелегкая учесть солдат» (о войне в Афганистане)
    - Вечер памяти «Детство, опаленное войной»
    - Урок памяти «Смертный бой не ради славы..» посвящен Сталинградской битве
    - Урок истории «В единстве наша сила»
    - Вечер «Навечно в памяти народной» посвящен героизму, подвигу советских людей, в том числе и уроженцев нашего района.
    Вот небольшой перечень мероприятий, которые провел клуб «Патриот» за два года.
    Кулагина Е.И. – библиотекарь МУК «Центральная библиотека»

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Елена Ивановна, спасибо за подробное описание работы клуба "Патриот", ваш коллектив очень помогает вести патриотическую работу в нашей школе. Чем больше будет неравнодушных людей, тем легче будет организована работа школы в этом направлении.

    ОтветитьУдалить