суббота, 30 апреля 2011 г.

А главное - еще один шаг от себя к другому себе, более совершенному...

Будущее любой страны решается за школьной партой.
Учителя русского языка и литературы размышляют о нравственном и патриотическом воспитании.

4 комментария:

  1. Нравственность и патриотизм всегда были присущи русскому человеку. Но в последнее время в обществе появилась иная негативная тенденция: все больше с экранов телевизоров мы слышим о примерах безнравственного отношения к жизни, которое влечет за собой жестокие и некрасивые проступки среди молодежи.
    Почти 20 лет я работаю в школе и преподаю русский язык и литературу – предметы воспитывающие душу, заставляющие задуматься о главных ценностях жизни и безмерно любить свой язык, а значит, и Родину. Каждый год я провожу беседы со старшеклассниками на темы нравственности, чтобы посмотреть уровень их духовного развития накануне выхода в большую жизнь. Отрывок из подобного интервью хочу предложить вашему вниманию.
    Вопрос: Скажите, какое место занимает художественная книга в вашей жизни?
    Сережа 10 кл. Не люблю читать. Считаю, что больше полезной информации можно получить в Интернете.
    Таня П. 11 кл. А для меня книга – это удивительный друг. Я думаю, что невозможно сохранить глубокие нравственные традиции, не читая классики. Весь мир восхищается произведениями Толстого и Достоевского. А мы свое, русское, не ценим. Обидно.
    Женя Д. 11 кл. Мир изменился, на мой взгляд из-за того, что люди перестали ценить книгу, нет семейного чтения. Страшно, что предложит мое поколение своим детям. Бутылку пива и пачку сигарет, вместо красивой русской речи, добрых сказок и неподдельной любви.
    Катя У. 11 кл. Да проживем мы и без книжек! Сколько всего сваливается на нас с экранов телевизора и в Интернете. И дети, мне кажется, сейчас продвинутые и более развитые, чем раньше, хотя и книг читают меньше.
    Вопрос: Что значит для вас быть патриотом?
    Миша П. 9 кл. Патриотизм – это любовь к Родине. Ее можно проявлять по-разному, хорошо работать для себя и для других, облагораживать, обустраивать свои села, поселки, города, «не косить» от армии. Я, например, буду служить.
    Олеся К. 11 кл. Для меня быть патриотом – это значит хранить лучшие традиции своей семьи, своего народа. Я будущая мама и тоже должна научить своих детей любить наш Мучкап, ценить родной язык восхищаться классикой.
    Дима П. 10 кл. Да, хватит вам про патриотизм. Он был когда-то во время войны, а сейчас времена изменились, лишь бы мне было хорошо. Никто не кинется защищать Родину так, как было раньше. Мне свою жизнь жалко, например.
    Юля Н. 11 класс: А я думаю быть патриотом каждый. Ну, как не любить страну, в которой ты живешь, как не любить своих друзей, школу? Мне кажется, что и сейчас, каждый, хоть маленький, но патриот в душе. Без этого человек просто не может.
    Вывод: как мы видим, мнения у старшеклассников разные, порой полярные, но не все, на мой взгляд, так безнадежно. Все равно у большинства детей есть стремление быть лучше, быть полезнее. А литература и русский язык в школе должны быть в полном объеме, без них не воспитать человека, гражданина, тем более грамотного специалиста, разносторонне развитого, так нужного обществу и стране.
    Балакова Наталия Ивановна – учитель русского языка и литературы.

    ОтветитьУдалить
  2. «Ах, если бы возможно было оставить детей со спокойным сердцем, в успокоенном мире!». Разве не нашу сокровенную надежду облек в эти слова В.Астафьев? Но это не возможно. И не только потому, что мир еще слишком далек от успокоенности. А прежде всего потому, что без растревоженности души и обеспокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Да ведь и сама «Царь-рыба», откуда взяты эти слова, - книга о смятенности души и сердца: «Так чего же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?»
    Помогая познать себя, литература открывает читателю, особенно юному, других людей, проблемы жизни, тревоги мира, а главное, приобщают к ним. Не могу не привести слова Гр.Бакланова: «Искусство нащупывает в душах людей то, что должно болеть, не дает успокаиваться. И пока мы способны сопереживать: страдать за других, как за себя, мы остаемся людьми, мы – человечество».
    На своих уроках мы, учителя – словесники, анализируем художественные произведения, формируем теоретико-литературные понятия, даем историко-литературные знания, обучаем выразительному чтению, развиваем устную речь. Но эти методические задачи всегда будут подчиненными. Учитель всегда будет видеть за ними главное и основное: ученика, который сидит перед ним, его личность, его судьбу. Дело не только и не столько в глубине и системности знаний, качестве навыков, уровне умений – дело в уровне нравственного развития, глубине чувств, качествах личности. Здесь, на уроке литературы, не методические инструкции выверяются, здесь о судьбе человека речь идет.
    «Чувства добрые я лирой пробуждая». Можно знать Пушкина, разбираться в его творчестве, писать о нем сочинения, больше того – любить Пушкина. И все же не это главное. Главное – быть пробужденным Пушкиным.
    «Глаголом жги сердца людей» - так кончается Пушкинский «Пророк». И задача учителя литературы не только донести неостывающий жар русской классики до сердца своих учеников – зажечь их этим огнем.
    Каждый урок литературы – это еще один шаг в постижении жизни, в понимании искусства, в осознании человека. А главное – еще один шаг от себя к другому себе, более совершенному.
    Григорьевская Лидия Викторовна – учитель русского языка и литературы.

    ОтветитьУдалить
  3. Идейно-нравственное воспитание занимает главную часть в моей воспитательной работе. В результате этой работы формируются и развиваются потребности учащихся, их интересы, ценностные ориентации, положительные качества характера, формируется познавательная, трудовая и общественная деятельность.
    Накануне праздников, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, ребята готовят праздничные мероприятия с участием ветеранов Великой Отечественной войны, помогают им по хозяйству, от души поздравляют.
    В течение учебного года проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию, такие, как «Подвиг твой бессмертен», «Это праздник со слезами на глазах», «Мы гордимся тобой, Россия!», «Край ты мой любимый, край ты мой родной!».
    Ребята с удовольствием участвуют в них, пишут сочинения о своих впечатлениях, где отражаются их мысли, чувства, переживания о родном крае, о людях труда, об отношении к природе.
    Все это надолго останется в их памяти. В каждом юном сердце по крупицам накапливается честность, доброта, порядочность.
    Думаю, что все эти уроки не пройдут даром. И эти дети вырастут порядочными людьми, потому что в их душах заложены ростки «прекрасного, доброго, вечного».

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые коллеги, спасибо за огромную работу, которую вы проводите и во время уроков и в внеурочное время, мы с вами понимаем, что возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием наших школьников, формированием у них гражданско-патриотических качеств и национального самосознания.

    ОтветитьУдалить